МБДОУ Чертковский детский сад № 4

Педагогический совет «ФОП ДО»

Дата проведения: 28.03.2023

 Цель: Знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО. Обсуждение состава рабочей группы для перехода на ФОП, определение задач перед членами группы: разработка плана-графика мероприятий и согласование его с коллегами.

План проведения:

1 Что такое ФОП ДО?

2 Цели, задачи, сроки перехода на ФОП ДО

3 Новая образовательная программа детского сада

4 Структура ФОП ДО

5 Состав и задачи рабочей группы

6 План-график по переходу на ФОП ДО

7 Ответы на вопросы педагогов

Слайд 1.

Слайд 2. Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений.

Среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятая в 1984 году, в состав авторов входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.

Слайд 3. В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Начался новый век дошкольного образования в России.

Слайд 4. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.

Слайд 5. Мин просвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Мин просвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования (ФОП ДО).

Слайд 6. Детские сады всех форм собственности обязаны взять ее за основу. Программа определяет базовый объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Программа ДОУ должна соответствовать ФОП ДО с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Поэтому мы должны разработать и утвердить свою образовательную программу с учетом ФГОС ДО и федеральной программы.

Слайд 7. Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить в виде ссылки на Федеральную программу. Обязательная часть программы должна соответствовать ФГОС ДО составлять не менее 60 %.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40 %. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но мы так же, как и раньше, можем выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.

Слайд 8. Структура ФОП ДО

Федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Я сброшу вам на электронную почту ФОП ДО, с которой вы сможете ознакомиться. 

Слайд 9. Целевой раздел: 1.Пояснительная записка: цели и задачи; принципы и подходы к формированию программы. 2.Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров. 3.Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов

Слайд 10. Содержательный: 1.Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. 2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. 3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 4.Способы и направления поддержки детской инициативы. 5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. 6.Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. 7.Федеральная рабочая программа воспитания: пояснительная записка; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел.

Слайд 11. Организационный:1.Описание условий реализации программы: психолого-педагогические условия; особенности организации РППС; материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; кадровые условия. 2.Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 3.Федеральный календарный план воспитательной работы.

Слайд 12. Цель ФОП ДО: разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций.

Слайд 13. Задачи ФОП ДО (новое)

v Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы;

v Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

v Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

v Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

v Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

v Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

v Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

v Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Слайд 14. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на:

усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально нравственных ценностей, принятых в российском обществе;

развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;

формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;

развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального иэмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;

развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляцииребенком собственных действий;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту иприроде, социуме и медиапространстве (цифровой среде).

Слайд 15. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на:

развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;

освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;

формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;

формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;

формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;

формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания;

формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.

Слайд 16. Образовательная область «Речевое развитие» включает:

v владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

v формирование правильного звукопроизношения;

v развитие звуковой и интонационной культуры речи;

v развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;

v развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

v ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;

v развитие речевого творчества;

v формирование предпосылок к обучению грамоте.

Слайд 17. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;

формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое);

формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);

освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства;

реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);

развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).

Слайд 18. Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает:

v развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;

v формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;

v овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);

v приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,

v обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);

v воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);

v воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;

v приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Слайд 19. Содержательный раздел содержит «Федеральную рабочую программу воспитания». Структура программы состоит из 4 частей.

Слайд 20.  Направление воспитания и базовые ценности.

Слайд 21. Содержательный раздел содержит «Программа коррекционно-развивающей работы». В программу коррекционно-развивающей работы входит: план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий; рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями.

Слайд 22. Состав и задачи рабочей группы

Чтобы перейти на ФОП ДО, мы создадим рабочую группу. Она должна скомплектовать команды и распределить, какую часть кто будет писать. Возглавлять рабочую группу буду я. Остальные члены рабочей группы будут ответственными за определенный раздел плана перехода на ФОП. Состав рабочей группы и положение о ее работе заведующий утвердит приказом.

(Образец приказа).

Слайд 23. План-график по переходу на ФОП ДО

Чтобы учесть все направления работы для перехода на ФОП ДО и распределить обязанности,  составлен план-график мероприятий с марта по май 2023 года. Он включает шесть разделов. Для каждого мероприятия указаны сроки и ответственные. Обратите внимание на документы, которые должны стать результатом реализации каждого мероприятия плана.

(Образец план).

Слайд 24.  На данном этапе мы будем проводить анализ инфраструктуры ДОУ и комплектацию учебно- методических материалов в целях реализации образовательной программы. (Наименование, количество шт., первая колонка с + инвариативная часть, вторая колонка +  вариативная).

Анализ проводим до 3.04.2023 года с аналитической справкой.

Ответы на вопросы педагогов

1. ФОП или ФООП – как правильно?

В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.

2. Можно ли работать полностью по ФОП ДО?

Это спорный вопрос. Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

3. Какие УМК использовать?

УМК пока будем использовать прежние до специальных рекомендаций Мипросвещения. Но Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать и не утверждать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

4. Можно использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

Да, можно. Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

5. Нужно разрабатывать календарный план воспитательной работы или можно работать по федеральному плану?

Да, нужно. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (п. 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

6. Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп

Да, может. Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

5 апреля 2023 в 19:05

Прикреплённые файлы:

Документ: Педагогический совет «ФОП ДО»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-fop_bu7s5.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ Чертковский детский сад № 4», в нём содержится Педагогический совет «ФОП ДО».

Размер файла: 3,3 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.